Аналитики компании Tranio изучили, как выходцы из России и стран постсоветского пространства инвестируют в доходную недвижимость за рубежом. В ежегодном опросе приняли участие 686 респондентов из 38 стран — застройщиков, брокеров, риэлторов, консультантов по недвижимости и других участников рынка.
Русскоязычные инвесторы выделили самые популярные локации в различных странах. Выяснилось, что в Австрии инвесторы предпочитают приобретать недвижимость в Вене, Зальцбурге, Штирии, в Испании наиболее популярны Коста-Бланка, Коста-дель-Соль и Барселона, в Болгарии — Бургас, Варна, София, в Германии — Берлин, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, в Греции — Афины, Пелопоннес и Халкидики, в Израиле — Тель-Авив, в Грузии — Батуми и Тбилиси, в Италии инвесторы выбирают Тоскану, Милан, Рим, в ОАЭ — Дубай, в США — Майами, в Таиланде — Пхукет, Паттайя, во Франции самой популярной локацией является Лазурный Берег, в Хорватии — Сплит и Адриатическое побережье Истрии, в Чехии — Прага и Карловы Вары.
В некоторых странах 100% русскоязычных инвесторов отдают предпочтение столицам. В их числе Великобритания, Австрия, Латвия, Португалия, Словения. Недвижимость в столицах Германии, Венгрии, Греции выбирают 75% респондентов. В ряде стран инвесторы указали на крупные города, такие как Будва в Черногории, Лимассол на Кипре, Женева в Швейцарии, Стамбул в Турции. По итогам опроса выяснилось, что ни один русскоязычный инвестор не выбрал Мадрид, который указали 43% нерусскоязычных респондентов, при этом у русскоязычных инвесторов популярны побережье Коста-Бланка в Испании, Лазурный Берег во Франции и полуостров Халкидики в Греции, которые редко отмечались в нерусскоязычных анкетах.
Более чем в половине стран большинство опрошенных считают покупателей из России малозаметными на фоне инвесторов из других стран. Респонденты отмечают, что активность российских инвесторов за рубежом в последнее время снизилась, при этом выросла активность покупатели из стран Азии, в частности, из Китая. В Греции, Черногории и на Кипре респонденты отмечают высокую активность русскоязычных респондентов.
Средний бюджет сделок, совершаемых русскоязычными покупателями недвижимости, по данным опроса, составляет менее €1 млн. Более половины респондентов указали, что наиболее популярной является недвижимость дешевле €300 тысяч. Самый высокий средний бюджет сделки в США, где низкий диапазон не выбрал ни один опрошенный. Более половины респондентов называли категории «€1–3 млн», столько же указали сумму следки «€3– 10 млн», еще 17% опрошенных назвали сумму «более 10 млн евро». (При ответе можно было выбрать до двух ценовых диапазонов, поэтому сумма процентов выше 100 %).
В Австрии и Франции озвученная респондентами сумма сделки оказалась выше среднего «ценника». Самый низкий бюджет сделки указали в Болгарии, Турции и Чехии — менее €300 тысяч.
Самые популярные типы недвижимости у инвесторов — доходные дома (48%) и микроапартаменты (43 %). Доходные дома чаще всего выбирали респонденты в Хорватии, Латвии и Греции. В Болгарии, Венгрии и Грузии этот вид недвижимости выбрали только 20% опрошенных. В Чехии, Болгарии и Венгрии наиболее популярными оказались микроапартаменты. В Латвии и Турции ни один из опрошенных не выбрал этот тип недвижимости.
В предыдущих исследованиях Tranio говорилось о завышенных ожиданиях доходности русскоязычных инвесторов, вкладывающих средства в зарубежную недвижимость. В этом году 60% респондентов заявили, что ожидаемая доходность от инвестиций совпадает с реальной. При этом в 80% стран такой ответ набрал половину и более голосов. В Чехии и Латвии этот ответ дали больше всего респондентов — 80% и 78% соответственно. Исключением стала Германия, где 48% опрошенных заявили, что у русскоязычных инвесторов ожидания доходности занижены в 1–1,5 раза.